Всемирный Конгресс украинцев предостерегает власть от поддержки законопроекта Бужанского о языке

Языковой закон Украины и законопроект Бужанского

Верховная Рада Украины 25 апреля 2019 года приняла закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который набрал 278 голосов. Он детализировал государственный статус и употребления украинского языка в разных сферах жизни: от бизнеса до образования. Вокруг каждого из более 2 тысяч правок шли ожесточенные баталии между проукраинскими и пророссийскими силами в парламенте.

Тогдашние президент Украины Петр Порошенко и председатель Верховной Рады Андрей Парубий и до, и после голосования говорили о том, что принять языковой закон до окончания их полномочий – это было для них вопросом принципа.

Этот закон пришел на смену языковой закон «Кивалова-Колесниченко», который давал возможность использовать вместо государственного языка региональный – тот язык, которым владеет более 10% населения региона. Таки он ограничивал употребления украинского языка даже в сравнении с советским законом «О языках в УССР». Его принятие в 2012 году вызвало массовые протесты, получившие название «Языковой майдан». В 2018 году закон «Кивалова-Колесниченко» отменил Конституционный суд Украины. С тех пор, и до апреля 2019 года, Украина вообще не имела языкового закона.

Закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» не только регулирует сферы употребления украинского языка. Он признал украинский язык одним из государственных символов (герб, флаг и гимн), и предусмотрел уголовную ответственность за надругательство за ней или за попытки введения официальной многоязычности». Отныне экзамен на знание языка стало обязательным для иностранцев, которые просят украинского гражданства.

Пророссийская оппозиция в парламенте восьмого созыва не дала за языковой закон 2019 года ни одного голоса и заявила, что он якобы «раскалывает страну».

Владимир Зеленский, который на то время победил на выборах президента, но еще не вступил в должность, сказал, что ему трудно спрогнозировать последствия принятия закона о языке. И пообещал сделать тщательный анализ документа после того, как станет главой государства: «чтобы убедиться, что в нем соблюдены все конституционные права и интересы всех граждан Украины».

«Моя принципиальная позиция – государство должно способствовать развитию украинского языка путем создания стимулов и положительных примеров, а не запретов и наказаний, усложнением бюрократических процедур, умножением количества чиновников вместо их сокращения», – отреагировал Зеленский.

Однако 10 октября 2019 года во время своего пресмарафону шестой президент Украины дал понять, что среди его приоритетов – прекращение войны и развитие экономики, а изменения языкового законодательства приоритетом не является.

Между тем Венецианская комиссия в своем заключении от 6 декабря 2019 года отмечает, что действующий языковой закон не смог установить необходимый в обществе баланс между популяризацией украинского языка и надлежащим ровным защиты языковых прав национальных меньшинств. Эксперты комиссии советуют Украине приостановить имплементацию положений языкового закона, которые уже вступили в силу, пока не будет принят закон о нацменьшинствах. «Имплементация закона о государственном языке без законодательных рамок для защиты языковых прав нацменьшинств может привести к дискриминации людей, которые к ним относятся», говорится в заключении Венецианской комиссии.

Ультраправые партии Венгрии, а также МИД этой страны первыми в ЕС отреагировали на украинский языковой закон. Венгерские политики назвали его «несовместимым с европейскими ценностями».

13 июля заместитель председателя фракции «Слуга народа» Александр Корниенко попросил внести в повестку дня Верховной Рады законопроект относительно языка обучения в учреждениях образования, который может изменить украинское языковое законодательство в пользу русского языка. Верховная Рада планирует рассмотреть этот документ 16 июля.

Автор законопроекта, депутат «Слуги народа» Максим Бужанский – неоднократно критиковал нынешний статус украинского языка. Он предлагает отсрочить до 2023 года переход школьников, которые сейчас обучаются на русском языке, на украинский. Также законопроект отменяет правило о том, что по крайней мере 80% образовательного процесса должно происходить на украинском языке.

Именно эту норму критикуют представители проукраинской оппозиции в парламенте, считая ее обновлением русификации и «манипуляцией», приуроченной к местным выборам. Подписи против принятия этого документа собрала и ряд депутатов монобільшості.

Не поддерживать этот законопроект призвали парламентский комитет по гуманитарной и информационной политики, профильные министерства, а также языковой омбудсмен Тарас Креминь. Он считает, что в случае принятия, этот документ сузит сферу применения украинского языка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *